×

Значение и функции наглядности в образовательном процессе

Оцените статью:
1 звезда2 звездочек3 звездочек4 звездочек5 звездочек (1 голосов, средний балл: 5,00 из 5)
Загрузка...

Дидактика основывается на нескольких принципах, одним из которых является наглядность. Именно от нее зависит эффективность обучающего процесса, с максимальным вовлечением органов чувств в объяснение нового материала. Доказано, что возможность наблюдать, исследовать, экспериментировать во время урока дает детям шанс получить более качественные знания и навыки.

В педагогике дидактический принцип наглядности уже много лет считается полноценным научным термином. Дошедшие до нас документы древних цивилизаций подтверждают использование наглядного материала. Уже тогда к изложению темы прилагались иллюстрации, плакаты, модели и другие приспособления. Доступные средства постоянно менялись под влиянием времени и научно-технического процесса.

Одним из первооткрывателей логичной теории наглядности стал чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский. Он утверждал, что качество познания и обучения зависит от чувственного опыта и «золотого правила дидактики»: По его мнению, внешние чувства должны быть максимально задействованы в объяснении: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Также он утверждал, что внимательное изучение анатомии человека позволит усвоить материал глубже, чем чтение объяснений, без возможности увидеть все своими глазами.

Далее принципам наглядности большое внимание уделил швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци. По его предположениям органы чувств обеспечивают поступление неупорядоченной информации о том, что нас окружает. Обучение разделяет предметы и объединяет схожие и однотипные. Песталоцци принадлежат слова об установлении главного принципа обучения, с признанием наглядности, как основы познания.

Труды вышеупомянутых педагогов и сегодня широко используются в отечественной педагогике в плане применения принципа наглядности.

В настоящее время принцип наглядности занимает основополагающее положение в дидактике.

Выбрать и купить плакаты (https://n-72.ru/catalog/vsye_dlya_shkoly/kompleksy_dlya_prepodavatelya/) и стенды в школу (https://n-72.ru/catalog/vsye_dlya_shkoly/stendy_v_shkolu/) можно на сайте n-72.ru.

Ключевые функции наглядности в обучающем процессе

Наглядность отвечает за формирование образных компонентов в мыслительном процессе и умение с ними обращаться.

Наглядность позволяет связать научные утверждения с жизнью. Изучение естественных наук станет более понятным, если ученики будут наблюдать протекание биологических, химических и физических процессов как в природе, так и на производстве. Таким образом школьники смогу осмыслить тесную взаимосвязь теории с практикой.

Наглядность в определенных случаях выступает как активный мотиватор обучения. Школьники проявляют естественный интерес к занятиям благодаря применению различных видов наглядности, например, схем, моделей, иллюстраций, карт и т. д.

Наглядность способствует более глубокому усвоению знаний. Подкрепление образами делает их удобными для запоминания и восприятия.

В качестве наглядности в обучающем процессе могут использоваться различные изобразительные средства. Это схемы, карты, лабораторные исследования, внешняя информация. Приветствуется применение наглядности на каждом этапе обучения.

Наглядность заключается в демонстрации объекта или принципа его действия с целью лучшего понимания и применения полученной информации учащимися.

Применяемую в таких случаях наглядность можно разделить на несколько групп:

  • Символическая. Включает математические, химические или физические формулы.
  • Объемная. Объединяет муляжи, геометрические тела, модели.
  • Изобразительная. Содержит схемы, чертежи, иллюстрации, картины, географические карты.
  • Динамическая и звуковая. Это диапозитивы, аудиозаписи, телефильмы.

Как правильно использовать принципы наглядности

Действие построено на рациональном и действенном включении органов чувств в восприятие и усвоение учебного материала.

Принцип наглядности используется с учетом определенных правил:

  • Всегда должен быть выбор наглядности для объяснения материала.
  • Необходимо рассчитать точное время для демонстрации этих средств.
  • Не рекомендуется перегружать занятия наглядными средствами.
  • Применять воздействующие на все органы чувств средства наглядности.
  • Необходимо соблюдать баланс между устным объяснением нового материала и работой со стредствами наглядности.

Читать также:

Как мотивировать ребенка к учебе?
Преимущества получения высшего образования в Великобритании


Комментарии (0)

3 × три =